ЧЕТВЕРГ
6/26/2025 6:29:12 AM

Подробности

Беседка

Марина Есенина: «Фамилия не мешает…»

06.02.2013

Марина Есенина с отличием окончила РАТИ. Дипломный спектакль ставила в Рязанском театре драмы, куда и была принята на должность режиссера. Проработала шесть лет и ушла в свободное плаванье. Сделала около 40 спектаклей и вернулась в Рязань. В Театр на Соборной. Год проработала главным режиссером. С нового сезона — художественный руководитель.

Рассказывать рязанцам, что собой представляет лагерь молодежного актива «Рубин», думаю, нет особой необходимости. Его питомцы лучше всякой рекламы. Управляющие банками, директора заводов, преподаватели вузов, поэты, писатели, журналисты, актеры, инженеры, депутаты, члены областного правительства… В Рязани и далеко за ее пределами. В США, Израиле, Франции, Германии…

И даже в далекой Австралии, в Мельбурне, один из самых популярных ведущих на местном телевидении — бывший «рубиновец». И для всех этих людей «Рубин» — код родства, «группа крови» и самые лучшие воспоминания. Вот и беседу с художественным руководителем Рязанского театра для детей и юношества на Соборной Мариной Есениной я начал с этого безотказного пароля.



— Марина, что для Вас «Рубин»?
— О… Можно отвечать часами, так много вмещает это слово. Попробую коротко. Глоток свободы. Понимание, что вокруг есть люди, с которыми в любое время дня и ночи можно поделиться самым сокровенным.

«Рубин» середины 80-х — своеобразный инкубатор, куда собирали ребят по-настоящему неравнодушных, которым всегда чего-то не хватало. Сколько таких в отдельно взятой школе? Один, два… от силы пять. И чувствуют они себя чаще всего не слишком комфортно. Вечное «тебе что, больше всех надо?» преследует… А им действительно надо больше, чем может дать окружающая жизнь. У них свои представления о дружбе, любви, предназначении. И вот представьте, что этих романтиков собрали в одном месте и в одно время. Со всей области… И дали им возможность заниматься тем, что больше всего хочется. Воплощать в жизнь самые сокровенные мечты. И при этом практически не мешают. А наоборот, стараются понять и помочь. Представили? Ну вот — это и есть «Рубин».

— Но все, что Вы рассказали, как-то плохо увязывается с официальным статусом лагеря. В 80-е годы он позиционировал себя как «лагерь комсомольского актива». Не настораживает?
— Меня-то? Да я по жизни вечная активистка… В школе была и председателем совета дружины, и комсомольским вожаком. Училась хорошо. Книжки читала. За все эти заслуги меня направили в «Артек». По советским временам это примерно то же самое, что сегодня попасть на стажировку в Гарвард или Оксфорд.

— Как же Вас в театр занесло?
— А вот с «Артека» все и началось. До этого я театром особо не интересовалась. А тут судьба — попала в «театральную смену». За 45 дней мы поставили два спектакля. Ну и поняла — это мое… Кстати, в «Артек» я вернулась уже во взрослом состоянии — была вожатой в конце 80-х.



Режиссура и археология
Согласитесь, «Артек», «Рубин», председатель пионерской дружины, отличница. Не совсем обычные факты биографии для будущего режиссера. Объяснимся. Марина Есенина родилась в Рязани, но, поскольку папа был офицером, семья достаточно попутешествовала. До семи лет жили на Дальнем Востоке, на советско-китайской и советско-корейской границах. Практически все ее детство прошло на заставах. В 1977 году родители вернулись в Рязань.

Сначала она училась в областном центре, но потом семья переехала в Мурмино, и заканчивала Марина уже местную сельскую школу.

— И все равно после школы я решила поступать в педагогический институт, — вспоминает Марина Есенина. — С детства я мечтала стать археологом. Но на вступительных нужно было сдавать иностранный язык, а у нас в Мурмино с обучением иностранному было, мягко говоря, напряженно. Ну и пошла в Рязанский филиал Московского института культуры на режиссерский факультет. Как оказалось, у режиссера и археолога очень много общего. Те же кропотливые раскопки, когда слой за слоем снимаешь наслоения десятилетий, чтобы в конце открылась изначальная истина, заложенная автором. После окончания МГУКИ работала в Рязанском городском дворце творчества детей и юношества руководителем театра-студии. В 1995 году на базе института культуры организовала фестиваль любительских театров «Пьяная вишня».

Захаровская школа выживания
— Постепенно стала ощущать, что мне как-то тесновато в рамках любительского театра, — продолжает Марина Есенина. — Хотелось более глубокого постижения профессии. Ну и решила поступить в РАТИ (Российская академия театрального искусства, легендарный ГИТИС — прим. авт.). В тот год режиссерский курс набирал Марк Анатольевич Захаров. До сих пор считаю, что мое поступление к такому мастеру — настоящее чудо.



— Каково было учиться у самого Захарова?
— Трудно… Даже, я бы сказала, очень трудно. Помню, как на третьем курсе я сидела на кухне у моей рязанской подруги Аси Виноградовой и ревела белугой. Казалось, что мастер совершенно меня не замечает, относится к моим работам скептически и вообще терпит исключительно из жалости. И только сегодня я понимаю, насколько мудрым педагогом был наш руководитель. Помните знаменитые цветаевские строки: «Я учу: губам полезно раскаленное железо…» Вот и Захаров вполне осознанно вел нас к пониманию того, что добиться чего-то в профессии режиссера можно только ценой очень непростых духовных поисков и титанического труда.

Кроме того, реальная театральная жизнь — это далеко не санаторий. И без умения, несмотря ни на какие мнения и отношения, добиваться реализации собственного видения спектакля режиссер состояться не может. Так что Захаровская школа выживания готовила нас к реальной жизни в театральном коллективе. И, надо признать, готовила очень неплохо.

РАТИ Есенина окончила с отличием. Дипломный спектакль ставила в Рязанском театре драмы, куда и была принята на должность режиссера. Проработала шесть лет и ушла в свободное плаванье. Ставила спектакли в Красноярске, Минусинске, Курске, Бугульме. Сделала около 40 спектаклей и вернулась в Рязань. В Театр на Соборной. Год проработала главным режиссером. С нового сезона — художественный руководитель.

Увлекательное дело
— Марина, в Вашей жизни начался новый этап. Как сегодня Вы бы определили суть профессии?
— Сложно ответить на этот вопрос, ведь театр — это способ мышления, восприятия жизни. Режиссер не профессия, скорее, состояние души. До сих пор не могу в полной мере о себе сказать, режиссер ли я. Нельзя прилепить к себе название. Можно назваться режиссером, актером, но что это такое — на самом деле быть ими, обычно показывает время. Чем больше работаю, тем полнее постигаю что-то новое. Мне нравится то, чем я занимаюсь. Жить, воплощая свои идеи на сцене, — крайне увлекательное дело.

Самым большим комплиментом в моей жизни стал тот, который я услышала от маленького мальчика, сына моей подруги. После новогодней сказки «Три желания Морозко» он подошел ко мне и сказал: «Тетя Марина, какая у Вас замечательная работа — сказки придумывать!» Вот ради этого и стоит работать режиссером.



Шаляпин, Ермолова и Эфрос
— Но ведь должность главного режиссера и уж тем более художественного руководителя предполагает не только творческую деятельность. Не жалко тратить время на организационно-административную работу?
— Не стану скрывать, что первые дни во всей этой круговерти ловила себя на мысли, что только и думаю о том, как бы поскорее вернуться в репетиционный процесс. Потому что только в зале, вместе с актерами, я отдыхаю душой. Но, в конце концов, не боги горшки обжигают… По-моему, главное для художественного руководителя — желание воплотить свое видение не отдельного спектакля, а театра в целом. Тем ответственнее и почетнее эта задача, когда судьба дает шанс исполнить ее в театре с такой славной историей.

Я работала во многих театрах в качестве режиссера и могу сказать, что здесь присутствует необычайная, трепетная атмосфера, что по нашим временам встретишь нечасто. Поверьте, это не просто красивые слова. Есть залы, которые буквально вытягивают из тебя все силы. Здесь же будто сама сцена, сам зал подпитывают энергией. И даже когда устаешь — это приятная усталость.

Видимо, у этого здания действительно удивительная аура. Ведь на этой сцене пел Шаляпин, играла Еромолова, ставил спектакли Эфрос. Уникальное здание. Одно из первых в России, построенное специально для театра. Зрительный зал — точная копия знаменитого зала в Большом, уменьшенная в пропорции один к десяти. Акустика такая, что на сцене можно совершенно не форсировать голос. Любой шепот слышен на самых верхних ярусах. Мне кажется, что тут, на этой сцене, просто невозможно не работать с полной отдачей.

— Марина, а каково это—– трудиться в Рязани с фамилией Есенина? Кстати, Вы не родственники?
— Как бы хотелось сказать — да… Но мы только лишь однофамильцы. Ну а «фамильного» груза я, честно говоря, не ощущаю, разве что практически в каждом театральном капустнике моя фамилия становится поводом для различных шуток.

Правда, был момент, когда я в драматическом театре ставила спектакль «Где жила и пела Шахразада» по стихам Сергея Есенина. Возникли проблемы с афишей. Автор — Есенин. Режиссер — Есенина. Сначала думала взять псевдоним, но потом решила не зацикливаться — ведь если спектакль получится, то на эти совпадения вряд ли кто-то всерьез обратит внимание. И действительно, у большинства зрителей никаких вопросов по этому поводу не возникло.

Михаил Колкер



Поиск

25.06.2025 15:58
Мэрия Рязани разрешила использовать участок на улице Большой для размещения АЗС

25.06.2025 15:20
В Рязани одобрили размещение производства в зелёной зоне у ручья Быстрец

25.06.2025 12:15
В 2024 году на оплату медпомощи рязанцам в других регионах потрачено 977 миллионов рублей

25.06.2025 11:35
Технология VoWiFi стала доступна для абонентов «Ростелекома»

25.06.2025 09:35
Гости РФ и туристы смогут купить SIM после общения с биотерминалом Т2

24.06.2025 17:13
ПАО «РЭСК» напоминает об изменении тарифов на электроэнергию

24.06.2025 15:23
Рязгордума приняла поправки по ставкам туристического налога

24.06.2025 13:37
В Рязанской области запустят завод по производству лечебного питания

24.06.2025 12:49
Рязанцев познакомят с графическим наследием Кандинского

24.06.2025 11:03
Рязанский госуниверситет сообщил об изменениях в правилах приёма на платные места

24.06.2025 10:00
Рязанские предприниматели узнают о новых трендах в продвижении брендов

24.06.2025 09:24
В Рязани стоматолог-ортопед может зарабатывать от 300 тысяч рублей

23.06.2025 17:32
«Технониколь» вложит 2 миллиарда рублей в развитие безотходного производства в Рязани

23.06.2025 14:07
В Рязани продают здание детской реабилитации «Шаг за шагом»

23.06.2025 10:03
Автопарк Рязани пополнили 20 новых автобусов

21.06.2025 10:57
В Рязани открылась выставка «Чеширский кот Шрёдингера»

20.06.2025 17:59
В Рязанской области планируют снизить лимит добычи лосей и косуль

20.06.2025 14:25
«ТЕХНОНИКОЛЬ» запустила экологическое исследование в Восточном промышленном узле Рязани

20.06.2025 13:04
Турпоток в Рязанской области вырос вдвое

20.06.2025 11:05
В Рязани определили объекты для приоритетного благоустройства в 2026 году

20.06.2025 09:51
Обнародован рейтинг вакансий с высокой зарплатой в Рязанской области

19.06.2025 22:44
В Рязани построят новую стоматологическую клинику за 500 миллионов рублей

19.06.2025 16:26
Площадь нового индустриального парка под Рязанью составит 200 гектаров

19.06.2025 14:30
В Рязанском регионе создадут филиал подмосковного парка «Патриот»

19.06.2025 13:37
Эксперты Рязанской НПК проводят оценку выпускных работ студентов

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Июнь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер