Подробности

Беседка

Марина Есенина: «Фамилия не мешает…»

06.02.2013

Марина Есенина с отличием окончила РАТИ. Дипломный спектакль ставила в Рязанском театре драмы, куда и была принята на должность режиссера. Проработала шесть лет и ушла в свободное плаванье. Сделала около 40 спектаклей и вернулась в Рязань. В Театр на Соборной. Год проработала главным режиссером. С нового сезона — художественный руководитель.

Рассказывать рязанцам, что собой представляет лагерь молодежного актива «Рубин», думаю, нет особой необходимости. Его питомцы лучше всякой рекламы. Управляющие банками, директора заводов, преподаватели вузов, поэты, писатели, журналисты, актеры, инженеры, депутаты, члены областного правительства… В Рязани и далеко за ее пределами. В США, Израиле, Франции, Германии…

И даже в далекой Австралии, в Мельбурне, один из самых популярных ведущих на местном телевидении — бывший «рубиновец». И для всех этих людей «Рубин» — код родства, «группа крови» и самые лучшие воспоминания. Вот и беседу с художественным руководителем Рязанского театра для детей и юношества на Соборной Мариной Есениной я начал с этого безотказного пароля.



— Марина, что для Вас «Рубин»?
— О… Можно отвечать часами, так много вмещает это слово. Попробую коротко. Глоток свободы. Понимание, что вокруг есть люди, с которыми в любое время дня и ночи можно поделиться самым сокровенным.

«Рубин» середины 80-х — своеобразный инкубатор, куда собирали ребят по-настоящему неравнодушных, которым всегда чего-то не хватало. Сколько таких в отдельно взятой школе? Один, два… от силы пять. И чувствуют они себя чаще всего не слишком комфортно. Вечное «тебе что, больше всех надо?» преследует… А им действительно надо больше, чем может дать окружающая жизнь. У них свои представления о дружбе, любви, предназначении. И вот представьте, что этих романтиков собрали в одном месте и в одно время. Со всей области… И дали им возможность заниматься тем, что больше всего хочется. Воплощать в жизнь самые сокровенные мечты. И при этом практически не мешают. А наоборот, стараются понять и помочь. Представили? Ну вот — это и есть «Рубин».

— Но все, что Вы рассказали, как-то плохо увязывается с официальным статусом лагеря. В 80-е годы он позиционировал себя как «лагерь комсомольского актива». Не настораживает?
— Меня-то? Да я по жизни вечная активистка… В школе была и председателем совета дружины, и комсомольским вожаком. Училась хорошо. Книжки читала. За все эти заслуги меня направили в «Артек». По советским временам это примерно то же самое, что сегодня попасть на стажировку в Гарвард или Оксфорд.

— Как же Вас в театр занесло?
— А вот с «Артека» все и началось. До этого я театром особо не интересовалась. А тут судьба — попала в «театральную смену». За 45 дней мы поставили два спектакля. Ну и поняла — это мое… Кстати, в «Артек» я вернулась уже во взрослом состоянии — была вожатой в конце 80-х.



Режиссура и археология
Согласитесь, «Артек», «Рубин», председатель пионерской дружины, отличница. Не совсем обычные факты биографии для будущего режиссера. Объяснимся. Марина Есенина родилась в Рязани, но, поскольку папа был офицером, семья достаточно попутешествовала. До семи лет жили на Дальнем Востоке, на советско-китайской и советско-корейской границах. Практически все ее детство прошло на заставах. В 1977 году родители вернулись в Рязань.

Сначала она училась в областном центре, но потом семья переехала в Мурмино, и заканчивала Марина уже местную сельскую школу.

— И все равно после школы я решила поступать в педагогический институт, — вспоминает Марина Есенина. — С детства я мечтала стать археологом. Но на вступительных нужно было сдавать иностранный язык, а у нас в Мурмино с обучением иностранному было, мягко говоря, напряженно. Ну и пошла в Рязанский филиал Московского института культуры на режиссерский факультет. Как оказалось, у режиссера и археолога очень много общего. Те же кропотливые раскопки, когда слой за слоем снимаешь наслоения десятилетий, чтобы в конце открылась изначальная истина, заложенная автором. После окончания МГУКИ работала в Рязанском городском дворце творчества детей и юношества руководителем театра-студии. В 1995 году на базе института культуры организовала фестиваль любительских театров «Пьяная вишня».

Захаровская школа выживания
— Постепенно стала ощущать, что мне как-то тесновато в рамках любительского театра, — продолжает Марина Есенина. — Хотелось более глубокого постижения профессии. Ну и решила поступить в РАТИ (Российская академия театрального искусства, легендарный ГИТИС — прим. авт.). В тот год режиссерский курс набирал Марк Анатольевич Захаров. До сих пор считаю, что мое поступление к такому мастеру — настоящее чудо.



— Каково было учиться у самого Захарова?
— Трудно… Даже, я бы сказала, очень трудно. Помню, как на третьем курсе я сидела на кухне у моей рязанской подруги Аси Виноградовой и ревела белугой. Казалось, что мастер совершенно меня не замечает, относится к моим работам скептически и вообще терпит исключительно из жалости. И только сегодня я понимаю, насколько мудрым педагогом был наш руководитель. Помните знаменитые цветаевские строки: «Я учу: губам полезно раскаленное железо…» Вот и Захаров вполне осознанно вел нас к пониманию того, что добиться чего-то в профессии режиссера можно только ценой очень непростых духовных поисков и титанического труда.

Кроме того, реальная театральная жизнь — это далеко не санаторий. И без умения, несмотря ни на какие мнения и отношения, добиваться реализации собственного видения спектакля режиссер состояться не может. Так что Захаровская школа выживания готовила нас к реальной жизни в театральном коллективе. И, надо признать, готовила очень неплохо.

РАТИ Есенина окончила с отличием. Дипломный спектакль ставила в Рязанском театре драмы, куда и была принята на должность режиссера. Проработала шесть лет и ушла в свободное плаванье. Ставила спектакли в Красноярске, Минусинске, Курске, Бугульме. Сделала около 40 спектаклей и вернулась в Рязань. В Театр на Соборной. Год проработала главным режиссером. С нового сезона — художественный руководитель.

Увлекательное дело
— Марина, в Вашей жизни начался новый этап. Как сегодня Вы бы определили суть профессии?
— Сложно ответить на этот вопрос, ведь театр — это способ мышления, восприятия жизни. Режиссер не профессия, скорее, состояние души. До сих пор не могу в полной мере о себе сказать, режиссер ли я. Нельзя прилепить к себе название. Можно назваться режиссером, актером, но что это такое — на самом деле быть ими, обычно показывает время. Чем больше работаю, тем полнее постигаю что-то новое. Мне нравится то, чем я занимаюсь. Жить, воплощая свои идеи на сцене, — крайне увлекательное дело.

Самым большим комплиментом в моей жизни стал тот, который я услышала от маленького мальчика, сына моей подруги. После новогодней сказки «Три желания Морозко» он подошел ко мне и сказал: «Тетя Марина, какая у Вас замечательная работа — сказки придумывать!» Вот ради этого и стоит работать режиссером.



Шаляпин, Ермолова и Эфрос
— Но ведь должность главного режиссера и уж тем более художественного руководителя предполагает не только творческую деятельность. Не жалко тратить время на организационно-административную работу?
— Не стану скрывать, что первые дни во всей этой круговерти ловила себя на мысли, что только и думаю о том, как бы поскорее вернуться в репетиционный процесс. Потому что только в зале, вместе с актерами, я отдыхаю душой. Но, в конце концов, не боги горшки обжигают… По-моему, главное для художественного руководителя — желание воплотить свое видение не отдельного спектакля, а театра в целом. Тем ответственнее и почетнее эта задача, когда судьба дает шанс исполнить ее в театре с такой славной историей.

Я работала во многих театрах в качестве режиссера и могу сказать, что здесь присутствует необычайная, трепетная атмосфера, что по нашим временам встретишь нечасто. Поверьте, это не просто красивые слова. Есть залы, которые буквально вытягивают из тебя все силы. Здесь же будто сама сцена, сам зал подпитывают энергией. И даже когда устаешь — это приятная усталость.

Видимо, у этого здания действительно удивительная аура. Ведь на этой сцене пел Шаляпин, играла Еромолова, ставил спектакли Эфрос. Уникальное здание. Одно из первых в России, построенное специально для театра. Зрительный зал — точная копия знаменитого зала в Большом, уменьшенная в пропорции один к десяти. Акустика такая, что на сцене можно совершенно не форсировать голос. Любой шепот слышен на самых верхних ярусах. Мне кажется, что тут, на этой сцене, просто невозможно не работать с полной отдачей.

— Марина, а каково это—– трудиться в Рязани с фамилией Есенина? Кстати, Вы не родственники?
— Как бы хотелось сказать — да… Но мы только лишь однофамильцы. Ну а «фамильного» груза я, честно говоря, не ощущаю, разве что практически в каждом театральном капустнике моя фамилия становится поводом для различных шуток.

Правда, был момент, когда я в драматическом театре ставила спектакль «Где жила и пела Шахразада» по стихам Сергея Есенина. Возникли проблемы с афишей. Автор — Есенин. Режиссер — Есенина. Сначала думала взять псевдоним, но потом решила не зацикливаться — ведь если спектакль получится, то на эти совпадения вряд ли кто-то всерьез обратит внимание. И действительно, у большинства зрителей никаких вопросов по этому поводу не возникло.

Михаил Колкер



Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

30.04.2024 16:19
Следователи проводят проверку по факту гибели пенсионерки в Рязани

30.04.2024 13:56
Рязанцы сообщили о громком хлопке в Шилово

30.04.2024 11:28
Глава Рязанского района может выдвинуться кандидатом в депутаты районной Думы

30.04.2024 09:31
Молодёжка ЖФК «Рязань-ВДВ» дома проиграл сверстницам из ЦСКА

30.04.2024 09:11
Опубликовано видео с моментом ДТП на Московском шоссе в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Май 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31