ВОСКРЕСЕНЬЕ
6/29/2025 12:12:57 AM

Подробности

Наука

«Технари» и технопарки

16.04.2016

Об одной из острых проблем дополнительного образования детей.

Недавняя научно-практическая конференция «Инновационные процессы в модернизации дополнительного образования», посвященная 80-летию Рязанского городского Дворца детского творчества, и славная история этого учреждения послужили хорошим поводом для обсуждения темы, как жить и работать дальше. С докладом «Основные аспекты модернизации дополнительного образования» выступила доцент кафедры технологий обучения, воспитания и дополнительного образования Рязанского института развития образования, кандидат педагогических наук, доцент Ирина Анатольевна Кувшинкова.

Сегодня мы беседуем с ней по теме весьма актуальной: как поднять роль дополнительного образования.

Р.В. – Ирина Анатольевна, на конференции прозвучала новая формула финансирования дополнительного образования, и это вызвало у некоторых педагогов опасение, что средств у них станет еще меньше…
И.К.
– Нет, это не так. Давайте вспомним, когда и с чего не так давно начиналось то, что сейчас именуется дополнительным образованием, – с первого Указа Президента, утвердившего Закон Российской Федерации «Об образовании». В нем внешкольная работа в домах и дворцах пионеров, на станциях юннатов и техников впервые была названа дополнительным образованием. Но в Бюджетном кодексе ни разделом, ни подразделом дополнительное образование детей так и не появилось. Поэтому финансирование учреждений дополнительного образования осуществлялось по остаточному принципу из очень небогатой муниципальной казны. Сдвиги к лучшему наметились после выхода Указов Президента Владимира Путина № 597 и 599 от 07.05.2012 г., в которых говорилось о значимости системы дополнительного образования, необходимости ее господдержки, увеличении заработной платы педагогов. Во исполнение этих указов подготовлены поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которые сейчас направлены для рассмотрения в Государственную Думу. Чтобы осуществлять финансирование по-новому, надо разработать нормативы. В проекте изменений исходят из такого расчета: один ребенок бесплатно (то есть за счет государства) может получать дополнительное образование (а это 120 часов в год), посещая одно объединение одного учреждения.

Р.В. – Говорят, что станут выдавать специальные сертификаты, или «ваучеры»…
И.К.
– Я думаю, что бумажного варианта не будет. Скорее всего, электронная запись на программы или региональный портал охвата детей системой дополнительного образования. Родители будут иметь возможность записать своего ребенка на одну из программ – и, кстати, не только в государственное, но и частное учреждение, к индивидуальному предпринимателю, оказывающему услуги дополнительного образования. Всем им государство при качественной работе будет оказывать равную финансовую помощь. У нас в области есть примеры эффективной работы частных учреждений, таких как «Школа юного менеджера», центр «Содружество».

Возможно, не каждый ребенок захочет заниматься дополнительным образованием, но деньги на него все равно будут выделяться. И тогда откроется возможность накопить некоторые средства, чтобы пустить их на другие благие дела. Например, какой-нибудь одаренный ребенок сможет ходить бесплатно в два объединения, для кого-то можно будет составить индивидуальную образовательную программу. Можно за счет образовавшихся средств увеличить финансирование затратных объединений, поддержать программы, реализуемые в период каникул, или для детей с ограниченными возможностями.

Очевидно, что в первую очередь будет оказана финансовая помощь детскому техническому творчеству, которое эффективно осуществляет профессиональную ориентацию выпускников школ и может внести большой вклад в подготовку для нашей промышленности высококвалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров.

К сожалению, число объединений технического творчества школьников к нынешнему моменту значительно сократилось, его содержание не соответствует требованиям времени, так как является чаще всего начальным техническим моделированием. Даже областная станция юных техников, где работал ныне ушедший из жизни талантливый педагог Николай Николаевич Малин, перестала быть тем, чем когда-то была. Ребята занимались там ракетостроением, придумывали уникальные установки. Один мальчик сделал ракету, которая при полете могла огибать препятствия, и это изобретение было принято к производству. Выпускники объединения поступали без экзаменов в знаменитую академию им. Н.Э. Баумана.

Р.В. – Почему же такое «охлаждение» к техническому творчеству, почему оно у нас сегодня, как говорится, не в тренде?
И.К.
– Одну из причин я уже назвала: недостаток средств при том, что техническое творчество очень затратное. И второй момент: для того чтобы по-настоящему заниматься техническим творчеством, нужны новые технологии. Нужно создавать технопарки, где есть возможность использовать современные информационные технологии. В конце прошлого года в рамках реализации инициативы «Новая модель системы дополнительного образовании детей» детские технопарки были открыты в городах Ханты-Мансийск и Нефтеюганск, в Набережных Челнах. В некоторых городах созданы площадки, где детям дают возможность участвовать в профильных мастерских, знакомиться с особенностями разных профессий (в Москве это «Мастерславль»). Если у нас в области будет хотя бы одна такая площадка, это многое изменит в системе дополнительного образования. Позволит, например, готовить кадры, владеющие современными профессионально ориентированными технологиями, обеспечивать сетевую форму реализации программ, где участвуют заинтересованные организации и ведомства. Скажем, какое-то наше учреждение заключило договор с радиоуниверситетом осуществлять общую программу «Робототехника». В детском объединении будут давать основы, а конструкторская деятельность будет осуществляться в университете, под руководством ученых. И молодые люди придут учиться в университет уже осознанно, а не случайно.

Технопарк, о котором мы сейчас говорим, должен представлять собой современную информационную компьютерную среду, где на виртуальных тренажерах можно подготовиться к профессии современного рабочего, которая ныне не имеет ничего общего с молотком или кувалдой. Стране нужны рабочие, в совершенстве владеющие компьютерными технологиями. И если их будут готовить уже в системе дополнительного образования, это не только станет способствовать инновационному развитию нашего производства, но и повысит престиж рабочей профессии, который мы утратили за последние десятилетия, когда старательно формировали общество потребителей. Именно поэтому сейчас, с уходом «старой гвардии» наставников, у которых были золотые руки, трудно найти людей, которые с такой же любовью, как они, работали бы с нашими мальчишками. И система дополнительного образования сейчас в первую очередь должна быть нацелена на воспитание уважения к труду и к человеку труда.

Подводя итог нашего разговора, хочется выразить уверенность, что мероприятия по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года в Российской Федерации позволят обеспечить доступность и повысить качество этого вида образования.

Татьяна Банникова



Метки: образование, дети


Поиск

28.06.2025 11:36
На улице Серёжина Гора в Рязани началось строительство футбольного центра

28.06.2025 10:45
В Рязани открылась выставка «Русский дух»

28.06.2025 09:08
Рязанцев приглашают отметить День молодёжи

27.06.2025 16:32
T2 в Рязани вдвое снижает плату на одном из самых крутых тарифов

27.06.2025 12:44
В Рязанской области продолжают дешеветь яйца.

27.06.2025 10:24
Студентам РязГМУ начнут платить повышенные пособия

26.06.2025 18:19
Эксперты Wildberries & Russ: в Рязани сеть цифровых экранов выросла втрое

26.06.2025 15:41
Увидеть звук и услышать цвет предлагает рязанцам выставка Василия Кандинского

26.06.2025 14:44
Большая дорога с большими данными: выбрать идеальную машину помогут технологии T2

26.06.2025 14:30
В 2026 году в Рязанской области приведут в порядок 25 общественных пространств

26.06.2025 10:24
В Рязанской области расширят производство пестицидов

25.06.2025 15:58
Мэрия Рязани разрешила использовать участок на улице Большой для размещения АЗС

25.06.2025 15:20
В Рязани одобрили размещение производства в зелёной зоне у ручья Быстрец

25.06.2025 12:15
В 2024 году на оплату медпомощи рязанцам в других регионах потрачено 977 миллионов рублей

25.06.2025 11:35
Технология VoWiFi стала доступна для абонентов «Ростелекома»

25.06.2025 09:35
Гости РФ и туристы смогут купить SIM после общения с биотерминалом Т2

24.06.2025 17:13
ПАО «РЭСК» напоминает об изменении тарифов на электроэнергию

24.06.2025 15:23
Рязгордума приняла поправки по ставкам туристического налога

24.06.2025 13:37
В Рязанской области запустят завод по производству лечебного питания

24.06.2025 12:49
Рязанцев познакомят с графическим наследием Кандинского

24.06.2025 11:03
Рязанский госуниверситет сообщил об изменениях в правилах приёма на платные места

24.06.2025 10:00
Рязанские предприниматели узнают о новых трендах в продвижении брендов

24.06.2025 09:24
В Рязани стоматолог-ортопед может зарабатывать от 300 тысяч рублей

23.06.2025 17:32
«Технониколь» вложит 2 миллиарда рублей в развитие безотходного производства в Рязани

23.06.2025 14:07
В Рязани продают здание детской реабилитации «Шаг за шагом»

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Июнь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер