Экскурсия

Старожиловский район

Истье. Центр металлургии

Старожиловская земля стала центром российской металлургии гораздо раньше, чем принято считать, — не менее чем за 500 лет до правления Петра I.

Руины доменной печи в Истье

В начале XVIII века Рязанская область приобрела в российском масштабе особый статус. Иностранной гегемонии булавочно-иголочных товаров на российском рынке был положен конец. Швейная игла, вязальная спица и английская булавка с конца эпохи правления Петра I для всей Российской империи теперь выделывались на двух фабриках в Рязанской губернии — в сёлах Коленцы и Столпцы Старожиловской земли. Металл для фабрик выплавляли на чугунолитейном заводе на реке Истье в одноимённом селе. Там, где сейчас у дороги красуется домна, — самая старая во всей Восточной Европе.

Крестьянину без железа никак нельзя. Нарубить дров и поставить избу — нужен топор. Собрать урожай — здесь потребен серп. Накосить сена для коровки на зиму — косу подавай. Лошадь обуть — надобится подкова. А ещё ухват, чтоб из печки опять же железный чугунок достать, замок амбарный… В общем, кузнец на селе всегда был в почёте. Появление металлургии в истории человечества учёные отметили особо, проведя границу между каменным веком и эпохой металла, который, в свою очередь, разделили на эпоху бронзы и железа.

Обработка железной руды требует создания печей с высокой температурой. В настоящее время применяют домны, мартены, кислородные конвертеры, а теперь ещё и методы прямого восстановления чистого железа из руды пропусканием электричества. Но ещё несколько сотен лет назад печь, позволяющая расплавить железную руду, была вершиной прогресса. Металл получали иначе: кузнец нагревал кусок руды на открытом огне, а затем, пользуясь правилом «куй железо, пока горячо», тяжёлым молотом выбивал из него шлак. Вытянутую полоску металла резали, складывали книжкой и многократно повторяли операцию. Полученную заготовку оставалось загнуть, заострить или заточить. Именно так делали гвозди, подковы, ножи и мечи. Всё это осуществимо — была бы руда.

А обнаружили её на Рязанской земле ещё в средние века. Одно из месторождений находится по реке Истье. В 2014 году группа археологов под руководством Дмитрия Иванова пришла к выводу, что истьинские металлурги, видимо, снабжали железом большую округу — возможно, и Старую Рязань в эпоху её расцвета. Данный факт исключительно важен, потому как до сих пор даже в научной литературе приводится некая легенда об уральском рудознатце, который в начале 1700-х годов обнаружил бурую рудицу в овраге у села Залипяжье. Теперь же стало ясно — Старожиловская земля стала центром металлургии, как минимум, за 500 лет до Петра. Зато именно при нём добыча железа в Рязанской губернии приобрела по-настоящему промышленные масштабы. После поражения под Нарвой в 1701 году отступившая русская армия потеряла чуть ли не всю свою артиллерию, и именно тогда возникла необходимость переплавить церковные колокола в пушки и ядра. В небольшом музее, что расположился на первом этаже в Истьинском доме культуры, хранится чугунное ядро, найденное в селе. Доподлинно история его неизвестна, но не исключено, что отлито оно было в истьинской домне.

При въезде в село с дороги хорошо просматривается массивная постройка. Приезжие гадают — бывшая тюрьма ли это или руины храма. Табличка на стене постройки ставит крест на обеих версиях. Это «домна — памятник архитектуры XVIII века». Домну, а также водяную мельницу, молотовые и боевые кузницы отстроили на этом месте по велению государя триста лет назад тогдашние московские бизнесмены Яков Рюмин и Сидор Томилин. Постройка завода потребовала высочайшего разрешения: пришлось писать челобитную в Петербург.

Руду добывали здесь же — в треугольнике между поселениями Истье, Залипяжье и Ямы. Геологическое строение территории таково, что заставляло копать вертикальные шахты-дудки глубиной от пяти до двенадцати метров: железная руда в виде желваков, жил и линз вместе с кремнем залегает под толстым слоем суглинка и песка. Увидеть эту мощную толщу песка можно неподалеку: свернув на второстепенный асфальт с трассы М5 в сторону Истья — по обе стороны от дороги развернулись современные раскопки песка. Экскаваторы внедрились уже на глубину более 10 метров и буквально тонут на фоне зияющей желтизны карьеров-котлованов. Но триста лет назад люди копали ещё глубже лопатами. Условия работы шансов на выживание не оставляли: спустившись по верёвке на дно шахты-дудки, горняк с кайлом начинал прорубать себе коридор влево и вправо, нагребая пустую породу и куски руды в бадью, которую вытягивали на поверхность. Об укреплении шахт и коридоров-штреков речи не шло. Документальных фактов в архивах обнаружить не удалось, но по бытующим легендам известно — обвалы были обычным делом. Имена погибших навечно остались в названии местных урочищ: так у деревни Ямы появились Абрамкины дудки.

А весь добытый металл пожирала домна. На месте былых раскопок сохранился и странный рельеф. На территории площадью с несколько футбольных полей у деревни Ямы не осталось ни одного живого места. Всё поле буквально соткано из сотен бугров и разделяющих их ям, сидящих настолько кучно, что сельскому хозяйству вернуть эту землю так и не удалось. Выравнивать участок до сих пор так никто и не решился. И уже больше двух сотен лет «рудное поле» — это большой пустырь среди колосящихся золотых нив. И пустырь этот постепенно заселяют редкие виды растений, среди них — лесная ветреница с белоснежными цветами. В мае ветреница почти полностью покрывает бугры и, вероятно, рудное поле у села Истье — местообитание самой крупной популяции этого редкого вида во всём регионе.

«Истьинский колосс» пытались растащить на кирпич в эпоху лихих девяностых. Но гигантская печь оказалась сложена столь добротно, что и спустя три века не поддалась вандалам, алчущим кирпич для возведения личного гаража. Сегодня домна доступна для осмотра и посещения. Взору предстаёт её центральная камера — горн из особого огнеупорного кирпича-шамота, где когда-то плавили металл. Поляк Валишевский уверенно писал, что некогда в Истье приезжал сам Пётр, где отмахал в кузне молотом целую смену и заработал на новые башмаки. Правда, подобная легенда ходит не только по Рязанщине, но и по другим уголкам большой страны.

Завод в Истье то процветал, то переживал нелёгкие времена при смене владельцев. После разлада в семействе Рюминых в 1733 году завод и фабрики были переданы в аренду на десять лет иностранцам Готлибу Белау и Гендриху Янковичу. В 1773 году собственность Рюминых с согласия Сената и берг-коллегии перешла владельцу Благовещенского медеплавильного завода в Уфимском уезде, генерал-аудитор-лейтенанту Петру Кирилловичу Хлебникову. А модернизировал производство на заводе его сын — Николай Петрович, который возвёл большую часть строений завода, сохранившихся до наших дней. После его смерти в 1806 году вся фабрично-заводская собственность перешла к семье Полторацких.

Каждый храм в Рязанской области строился в связи с различными обстоятельствами. Либо на средства прихожан, либо — меценатов. Если храм в Коленцах был построен от продажи иголок, то храм в селе Истье появился на средства от продажи металла. Каменная Христорождественская церковь была построена в 1816 году помещицей Анной Петровной Полтарацкой. У западной стены устроены хоры, на которые вели две винтовые лестницы. Позднее храм ремонтировали и перестраивали — как свидетельствуют записи в клировых ведомостях, на деньги прихожан. После долгого перерыва храм вновь открыт для прихожан. Дмитрий Mapкович Полторацкий отметился в отечественной истории как один из основателей Российского общества сельского хозяйства. При его сыне Сергее Дмитриевиче на заводах в Истье появились две паровые машины и две пудлинговые печи. Предприятие стало выдавать до 376 тысяч пудов металла в год. Однако «цветущее состояние» длилось недолго. В 1874 году предприятия оказались в ведении акционерного общества Русского рельсового производства. Истьинский завод был перепрофилирован на выпуск железнодорожного оборудования — вагонных колёс, рельс и стрелок.

А в девяностых годах XIX века у владельцев Истьинского завода появилась возможность получить крупный заказ на изготовление подвижного состава для строящейся Рязано-Уральской железной дороги. На заводе возвели корпуса механического, рельсопрокатного, тормозного и молотового цехов, новую домну и кузницу. От станции Старожилово проложили ветку железной дороги до новой станции Истье. Только вот надежда на крупный правительственный заказ не оправдалась, и это стало настоящей трагедией для всего предприятия. Завод накопил долги, начались перебои в выплате и без того низкой зарплаты, что спровоцировало усиление волнений среди рабочих. Истьинский завод и фабрику в Коленцах закрыли в 1900 году, имущество же продали с аукциона.

Сегодня в экспозиции краеведческого музея в селе Истье среди массы разнообразных изделий местного производства нет ни одной иглы (зато есть в Рязанском кремле). Сёла Коленцы и Столпцы, отчасти Истье демонстрируют яркий пример появления и исчезновения градообразующего предприятия и связанных с ним механизмов развития хозяйства и уклада общества. Позднее в металлургии на лидирующие роли вышли Уральский регион, а после открытия руд Курской магнитной аномалии — Центральное Черноземье. Металлургия Рязанской области, и, в частности, Касимовского и Старожиловского районов, остались в прошлом.

Но если игольная фабрика закрылась раз и навсегда, то предприятие в Истье работу возобновило. Пришлось пройти через кризис в годы революции. В феврале 1917 года эстонские владельцы организовали перевозку оборудования из цехов Ревельского завода «Двигатель». Предприятие являлось собственностью другого государства и потому не было национализировано. Отраслью специализации стал выпуск нефтяных двигателей «Орёл», ручных дрезин, вагонных подшипников, центробежных насосов, конных молотилок, железных печей, нагревательных ламп к различным двигателям, изготавливались медогоны, шинкорезные машины, биторезки и клуппы с метчиками. После Гражданской войны и с образованием СССР наметился отток высококвалифицированных рабочих в крупные города и столицу. В 1929 году эстонское акционерное общество «Двигатель» приняло решение закрыть завод как убыточный. Предприятие национализировали.



В годы Великой отечественной войны завод переориентировали на выпуск военной продукции и запасных частей для сельскохозяйственной техники — комбайнов и других уборочных машин. В 1953 году в Истье производили мотовозы — машины для транспортировки леса и торфа, которые пользовались большим спросом в стране. В 1968 году Истьинский машиностроительный завод, прямой наследник Истьинско-Залипяжского металлургического завода эпохи Петра I, выпускал тепловозы и дезинтеграторы и начал освоение производства путеремонтных машин. В 1971 году был прекращён выпуск узкоколейных тепловозов, и завод окончательно перешёл на выпуск путеремонтной техники. В 1974 году появились первые опытные образцы подъёмно-рихтовочной машины для угольных разрезов и уникальной машины для смены шпал в путевом бетоне метрополитена. Истьинский машиностроительный завод работает до сих пор, а поскольку ведёт свою историю с 1716 года, то входит в число старейших предприятий региона. Завод, когда-то плавивший чугун, теперь выпускает разнообразные машины для строительства и ремонта железнодорожных путей.

Неотъемлемой частью ландшафта в Истье долгое время оставался огромный пруд, падающая вода из которого приводила в движение заводские молоты. Пруд этот ещё виден на фотографиях начала XX века. Сегодня плотина разрушена, на её месте — каменистые руины. А сама река давно вернулась в свои берега. В начале XXI века Старожиловский район, имеющий богатую историю промышленного освоения железных руд, ставшего основой для развития чёрной металлургии, а затем на уже существующих производственных мощностях — железнодорожного машиностроения, всё же остается аграрным. Село Истье, или рабочий посёлок Истьинского завода — некогда крупнейшее поселение всего района с упадком металлургии уступило лидерство сельцу Старожилово. В память о былой славе с 2011 года в селе, на площади у домны, проводится Международный фестиваль кузнецов, с 2013 года — в формате «раз в два года».

Добраться до села можно двумя путями. Въезд со стороны «рудного поля» у деревни Ямы. От Рязани по трассе М5, миновав мост у деревни Каменки (там, где часто стоит патруль ГИБДД), свернуть у указателя «Истье» направо. Всего 52 километра. Въезд со стороны домны. От Рязани по ряжской трассе добраться до села Чернобаево и по указателю «Истье» свернуть налево. Всего 65 километров.

Фото авторов, а также предоставленные коллективом Истьинского металлургического завода

 археолог Дмитрий Иванов.JPG
 добычи железной руды на Залипяжском руднике (из фондов Истьинского машиностроительного завода).jpg
 завода с 50-х годов 20 века - 3.jpg
 завода с 50-х годов 20 века - 4.jpg
 завода с 50-х годов 20 века -1.jpg
 завода с 50-х годов 20 века -2.jpg
 Истье осенью 2014 года.JPG
 Истьинского металлургического завода.jpg
 металлургический завод -1.jpg
 металлургический завод -2.jpg
 металлургический завод -3.jpg
 металлургический завод -4.jpg
 металлургический завод -5.jpg
 металлургический завод -6.jpg
 на с. Истье в начале ХХ века.jpg
 отряд Переславль-рязанской археологической эскпедиции - 1.JPG
 отряд Переславль-рязанской археологической эскпедиции - 2.JPG
 села Истье в середине ХХ века.jpg
 храм в селе Истье.jpg
. Истье общий вид нач. 20 века.jpg
.jpg
.jpg
1.JPG
10.JPG
11.JPG
12.JPG
13.JPG
14.JPG
15.JPG
16.JPG
17.JPG
18.JPG
19.JPG
2.JPG
20.JPG
21.JPG
22.JPG
23.JPG
24.JPG
25.JPG
26.JPG
27.JPG
28.JPG
29.JPG
3.JPG
30.JPG
31.JPG
32.JPG
33.JPG
34.JPG
35.JPG
36.JPG
37.JPG
38.JPG
39.JPG
4.JPG
40.JPG
41.JPG
42.JPG
43.JPG
44.JPG
45.JPG
46.JPG
47.JPG
48.JPG
49.JPG
5.JPG
50.JPG
51.JPG
52.JPG
53.JPG
54.JPG
55.JPG
56.JPG
57.JPG
58.JPG
59.JPG
6.JPG
60.JPG
61.JPG
62.JPG
63.JPG
64.JPG
65.JPG
7.JPG
8.JPG
9.JPG
IMG_3007.JPG
IMG_3138.JPG
IMG_3203.JPG
IMG_3207.JPG
IMG_3334.JPG
IMG_3345.JPG
IMG_3354.JPG

Людмила Рубцова, Алексей Водорезов


Метки: Старожиловский район, Истье, металлургия, история, Истьинский машиностроительный завод, промышленность



Поиск

26.09.2020 14:08
Обновлены данные о распределении COVID-19 по районам Рязанской области

26.09.2020 12:19
Общее число заболевших COVID-19 в Рязанской области достигло 8052

26.09.2020 10:42
Станислав Подоль приобрёл новый аппарат ИВЛ для Рязанской ОКБ

25.09.2020 18:30
Администрация Рязани намерена расторгнуть договоры с Ново-Рязанской ТЭЦ

25.09.2020 17:48
Проект АНО «Цифровой регион» стал призёром всероссийского конкурса

25.09.2020 16:16
При поддержке Рязанской НПК МКЦ оснастил зрительный зал новыми креслами

25.09.2020 15:22
Начался допрос свидетелей по делу Сергея Карабасова

25.09.2020 14:22
ПСБ: S&P повысило рейтинг банка до уровня «BB» со стабильным прогнозом

25.09.2020 12:33
Обновлены данные о распределении COVID-19 по районам Рязанской области

25.09.2020 12:19
Депутаты Рязоблдумы нового созыва получили удостоверения

25.09.2020 11:01
Число подтверждённых случаев COVID-19 в Рязанской области увеличилось на 42

25.09.2020 09:44
В Рязани создаётся Аэрокосмическая инновационная долина

25.09.2020 08:27
Отопление в Рязани запустят в два этапа

24.09.2020 21:54
В Рязани проходит фестиваль уличного кино

24.09.2020 19:58
Состоялась презентация нового бренда Сбер

24.09.2020 15:51
В Рязани проконтролировали состояние контейнерных площадок

24.09.2020 14:37
ГК «Стройпромсервис» предлагает уютные квартиры в семейном комплексе

24.09.2020 13:14
Обновлены данные о распределении COVID-19 по районам Рязанской области

24.09.2020 11:30
Составлен рейтинг главных событий нового учебного года в Рязани

24.09.2020 11:17
Два депутата покинули Рязанскую городскую Думу

24.09.2020 10:44
Повышение окладов муниципальным служащим Рязани вызвало споры

24.09.2020 10:40
Число подтверждённых случаев COVID-19 в Рязанской области увеличилось на 40

23.09.2020 20:49
Рязанец выиграл суд по поводу расчётов за теплоснабжение с МУП «РМПТС»

23.09.2020 15:39
МегаФон запускает опцию «Копилка минут»

23.09.2020 15:16
Совет Федерации прекратил полномочия сенатора от Рязанской области Игоря Морозова

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Сентябрь 2020   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30