Мнение

Наталья Рубцова


Сад сновидений

10.08.2024
 Кинотеатр «Формула кино», что в ТРЦ «Виктория Плаза», продолжает в порядке просветительского проекта «АртЛекторийВкино» транслировать фильмы цикла «Старые мастера».
3 августа можно было посмотреть документальный фильм «Босх: Сад сновидений» (El Bosco. El jardín de los sueños) испанского кинорежиссёра Хосе Луис Лопес-Линареса.
 
Босх Иероним — нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Из его творчества сохранилось только около десяти картин и нескольких рисунков, большинство которых хранятся в мадридском музее Прадо.
Фильм снят по заказу музея, к 500-летию с года смерти знаменитого автора.
 
Документальная лента посвящена самому известному триптиху Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», который пять столетий будоражит умы зрителей и заслуживающий, по мнению специалистов, наибольшего внимания. Произведение, выполненное масляными красками по дереву, довольно масштабное — 389 х 220 сантиметров.
 
Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Картину в разное время именовали как «Многообразие мира» , «Земляничная картина», «Сад сновидений». «Садом земных наслаждений» триптих назвали коллекционеры и оно продержалось дольше других.
 
Фильм представляет собой своеобразное исследование, как бы препарирование триптиха, наполненного множествами расшифровок изображений глазами самых разных специалистов современности, хотя ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований средневекового произведения не признано единственно верным.
 
Эпиграфом к фильму испанский режиссёр выбрал цитату знаменитого Андрея Тарковского: «Шедевр так воздействует на человека, что он начинает ощущать в себе тот же призыв к правде, которым руководствовался художник, создавая его». К слову, Андрей Тарковский, режиссёр с мировой известностью — наш земляк, уроженец Рязанского края.
 
Фильм начинается со съёмки зала музея Прадо, где камера наблюдает за эмоциями людей, пришедшими посмотреть на картину в подлиннике. Явно, что каждый воспринимает её по-своему.
 
В киноленте принимают участие более 20 действующих лиц, среди них архитектор, режиссёр, историк, художник, реставратор, нейробиолог, психолог, композитор, музыкант, искусствовед, мировые знаменитости — американская оперная звезда Рене Флеминг, британский писатель Салман Рушди. И каждый даёт не только свою интерпретацию шедевра, но и отмечает влияние Босха на свою творческую судьбу.
Нам ничего неизвестно о душевном складе Босха, чем он вдохновлялся при написании своих полотен, мы видим только то, что видим. Каждый привносит в картину свой личный опыт постижения живописи. Мы никогда не узнаем, что хотел сказать художник, но картина даёт мощный импульс интерпретаций.
Большинство трактовок имеет религиозную и моралистическую направленность. Об этом подробно говорят как лекторы, так и множество статей исследователей-искусствоведов.
Особенно интересно, что в фильме помимо устойчивых трактовок представлены также и толкования не связанные с религией.
Например, историку видится изображение истории человечества. Биолог идентифицирует птиц и животных, растения и минералы, изображённых на картине, как реально существующие.
Архитектор усматривает в картине футуристические фрагменты зданий, которые можно приписать Антонио Гауди. Студент-художник увидел здесь много общего с комиксами, где много рисованных деталей.
Искусствовед интерпретируют изображение как место невообразимых метаморфоз, где рядом с реальными существами соседствуют фантастические существа с комическими гротескными чертами. Не здесь ли вдохновлялся сюрреализмом Сальвадор Дали? В дополнение могу сказать, что вот если бы я увидела эту репродукцию в альбоме Сальвадора Дали, то легко могла поверить в авторство последнего.
Нейробиолог увидела в картине симуляцию реального мира, вещи которые можно вообразить только во сне. В некотором смысле я согласна, что на картине — изображения ночных кошмаров психически нездорового человека. Из какой головы всё это взялось ? Ответ очевиден.
 
Вообще, в фильме много разной интересной информации, которая, мне кажется, всегда интересна широкой публике, имеющей различный культурный багаж. Например, земляника, оказывается, считается не только лакомством, но и символизирует эфемерность, так как едва появившись, ягоды сразу же кем-нибудь поедаются.
На правой части триптиха есть оттиски нот некой мелодии. Было довольно неожиданно, когда Рене Флеминг эту композицию исполнила.
 
В копилку интерпретаций хочу внести свою лепту. Мне же картина напоминает развивающий тест на внимательность, когда на рисунке со множеством мелких предметов или животных нужно отыскать что-то или кого-то конкретного. Например, сколько на картине кроликов? Или, к примеру, найдите пять птиц или пять музыкальных инструментов. Невероятно увлекательное занятие.
 
Фильм замечателен ещё и тем, что каждый из многочисленных фрагментов картины, о которых идёт речь, камера максимально приближает к зрителю. Это, по моему убеждению, главное достоинство киноленты. По своему опыту знаю, что в музее физически невозможно рассмотреть все подробности этой уникальной работы, если только не простоять возле неё довольно продолжительное время ( а ведь ещё надо успеть увидеть главные достопримечательности Прадо — шедевры Франсиско Гойи, о них можно прочесть здесь).
 
В конце документального фильма режиссёр-постановщик Хосе Луис Лопес-Линарес подвёл итог своей киноработы: «Эта картина хочет развивать зрителя, хочет, чтобы её поняли, но она не хочет, чтобы её расшифровали полностью, автор не хочет, чтобы вы раскрыли тайну, а чтобы вы пребывали в тайне».
 
К сожалению, Иероним Босх в российских музеях не представлен. В Эрмитаже находится картина неизвестного французского художника середины XVI века под названием «Сад земных наслаждений». Специалисты считают её приближённой уменьшенной копией оригинала, так как она почти полностью повторяет центральную створку триптиха Босха, но, говорят, более живописна.
 




Поиск

12:57
Павел Малков приветствовал участников «Зарядки с чемпионом»

12:19
В Рязгордуме обсудили дальнейшую борьбу с рюмочными

11:11
В Рязанской области ставят под сомнение факт рождения Василия Агапкина в Астрахани

11:00
«Северная Компания» проложила новую дорогу в Соколовке

09:08
В Рязани создают мурал в честь биолога и селекционера Ивана Мичурина

18.09.2024 16:38
Отчёты рязанских министров должны стать интересными и содержательными

18.09.2024 16:12
Качают терабайтами: где живут самые активные абоненты Рязанской области

18.09.2024 12:56
Управлению рязанского троллейбуса не хватает более 40 водителей

18.09.2024 12:42
В Рязанской области началось тестирование реестра воинского учёта

18.09.2024 09:52
Мэр Рязани испытал шок от состояния некоторых территорий в Недостоево

17.09.2024 17:35
В расписание некоторых рязанских электричек внесены существенные изменения

17.09.2024 16:07
Пользователи подписки MiXX от T2 увидят первыми новые серии «Комбинации» на Wink

17.09.2024 14:46
В Рязани возбудили уголовное дело по факту нападения собаки на ребёнка

17.09.2024 09:48
«Зелёный сад» продолжает рассказывать о сотрудниках и приглашает специалистов на работу

16.09.2024 12:43
Рязанская НПК организовала экспедицию для юных экологов

16.09.2024 12:30
Вопросы о Рязани включили в интеллектуальную программу на НТВ

15.09.2024 09:01
Над Рязанской областью уничтожен украинский беспилотник

13.09.2024 15:18
Собственнику путепровода в Соколовке не удалось оспорить судебное решение об оплате проезда без остановки

13.09.2024 14:04
Проект Корпорации развития «Кадры для инвесторов» открыл новый учебный год

13.09.2024 10:24
Пять рязанских компаний участвуют в Международной выставке «СтройЭкспоКрым»

19:27
Через Рязань начнёт курсировать поезд Архангельск–Кисловодск

18:24
ВТБ предупредил о мошенниках, которые «дарят» 3000 рублей на карту

17:58
В Рязань прибудет ковчег с частицей мощей преподобной Евфросинии Полоцкой

17:36
Рязанцам сообщили дату первых осенних заморозков

17:15
Житель Чучково грозился убить земляка кирпичом

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Сентябрь 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30