Экскурсия > Пронский район

Поделиться:

Церковь Космы и Дамиана

Церковь Космы и Дамиана

Пронское село с говорящим названием Гремяки упирается своими корнями в легендарный эпизод из жизни Ивана Грозного.

Село Гремяки с выглядывающей колокольней Космодамианской церкви, можно считать, открывает череду разрушенных и заброшенных храмов Пронского района. Деревенька первая приманит с дороги тех, кто соберётся в путешествие в сторону Пронска и Скопина. От Рязани стоит проехать не больше сорока километров, когда по левую руку появится село Гремяки.

Остановится и поглядеть никто не запретит. Местные с охоткой расскажут, что где-то в конце восьмидесятых годов прошлого века в храм залезли некие парни и подожгли сенохранилище. Крест же с колокольни сорвали, причём виновных и свидетелей так и не нашли, однако украден он не был, потому стоит теперь отдельно на местном кладбище, и на нём всегда можно увидеть свежепринесённые цветы. Судьба у храма по трагичности немногим отличается от пострадавших в советское время церквей: после Гражданской войны здесь обучали грамоте, после Великой Отечественной — устроили склад. Поговаривают, что в шестидесятых ураганом сорвало один из куполов, но куда он потом пропал, а вместе с ним и остальные, никто не знает.

Первое же упоминание как селе, так и церкви имеется в межевых книгах 1651 года: «Того ж Кирилова монастыря село, что бывала преж сего пустошь, Гремяка на речке Гремячке, а в селе церковь св. муч. Космы и Домьяна, а в церкви деисусы месные образы и ризы и книги и колокола строенье монастырское, да на той же монастырской земле двор попа Василья, двор монастырской да крестьянских 11 дворов, людей в них 40 человек да 8 дворов бобыльских, людей в них 19 человек. Пашни пахотной и перелогу добрые земли 225 четвертей в поле, да примерно в той вотчине в селе Гремяке сверх приправочных книг 30 четвертей в поле; а писана та вотчина за Кириловым монастырем по приправочным книгам князя Ивана Львова 1627-28 года». По окладным книгам 1676 года при Космодамианской церкви упоминаются уже лишь «двор попов, двор дьячка, двор пономарский и двор просфирницын, церковной пашни 10 четвертей в поле, сенных покосов на 20 копен». В 1710 года бывший при той церкви поп Иван за скудностью прихода по архиерейскому указу был отпущен жить в степные места. А в далёком 1768 году церковь ту возводили уже из дубового леса в ширину по 30 аршин, а окружили каменною оградою. При церкви на реке Ямке имелась мельница. В состав прихода, кроме села с 161 двором, входили деревни Бучаны, Марьино и Добрая слобода, имевшх в общей сложности более ста дворов.

Название же своё село получило по речке Гремяке. Если верить краеведам, эта речка заслужила своё имя за то, что воды её и вытекающие ручьи как бы «гремят» и «шумят». Существует и поверье, будто возникновение села связано с живописной трагедией при царском дворе, когда Иван Грозный разгневался на сына. Письменные источники говорят, что пустошь Гремяки пожаловал царь боярину Шереметьеву, старшая сестра которого была замужем за царевичем Иваном, сыном Грозного. В связи с тем, что истинная причина гибели царевича, случившаяся 16 ноября 1581 года, до сих пор так не ясна, то и родилось местное предание о том, что Шереметьев пожаловал всю свою пронскую вотчину и село Гремяки Кирилло-Белозёрскому монастырю «на помин царевича Ивана и его жены Елены».

Людмила Рубцова


Метки: Пронский район , РПЦ , история


Памятник Александру Белякову
Рязань — город военных. Об этом красноречиво говорит не только десантное училище, но и стратегически важный моногородок, который занимает западную часть посёлка Дягилево.
Салтыковы Буты
Рязанские сёла, расположенные вдоль трассы М5 «Урал» и полуостровом вдающиеся в Зубово-Полянский район Мордовии, имеют историю, отличную от основной Рязанщины.
Музей обороны и тыла
Услышать голос Дарьи Гармаш, осмотреть кабинет директора сельхозпредприятия и научиться точить жатвенный нож можно в уютном музее села Баграмово.
Болонь. Пожарный поезд
Есть в клепиковских лесах замурованное местечко, куда тянет бродить по весне и по осени. Пару вёсен назад в Болонь из прошлого века переехал на вечное ржавление пожарный поезд.
Сасово
Некогда возник на востоке Рязанщины городок в болотистых её землях, за что получил соответствующее топкому месту не совсем русское название.
ЦПКиО
Густой лес в центре города — место всегда притягательное. Центральный парк Рязани в век нынешний оставил в наследство необъятные дубы, водоём и пространство для культурного отдыха.
Гниломёдово
Отдельные пространства Рязанской земли так и просятся в кадр для устрашения психически неустойчивого зрителя. Причём начинать бояться можно уже с названия.
Каменные Крестцы
Не осталась в стороне и Рязанская земля, когда рождались легенды о приключениях разбойника Кудеяра. По преданию, в урочище Каменные Крестцы было у него логово.
Усадьба Загоскина
«И всюду, чего ни коснись, имя этого человека постыдно предано забвению», — так говорил Валентин Пикуль о Лаврентии Загоскине — человеке, который вернулся с «того света».
Родина Боклевского
Развалины колокольни и храма слева от дороги на Пронск выдают село Ёлшино, где родился известный мастер шаржа, создавший столь узнаваемые образы торговцев мёртвыми душами.